Выступление на ППО руководителей и педагогов по теме:

 «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

Слайд 1

Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вашему вниманию консультацию по теме: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ».

Слайд 2

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Проблема развития связной речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения навыками связной речи у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы по причине низкого уровня речевого развития.

Слайд 3

Причины низкого уровня развития речи:

1. Некомпетентность педагогов и родителей по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не ребенка. Не знает уровня развития речи. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения.

2. Речевое развитие рассматривается как изолированный психический процесс в отрыве от мышления, воображения и эмоций.

3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают о формировании языковых обобщений.

4. Игнорируются коммуникативные умения, отсюда отсутствие культуры речи и культуры общения.

 Нужно помнить, что работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная и результат будет проявляться в старшем дошкольном и школьном возрасте.

Слайд 4

Высокий уровень развития у детей 6-7 лет, если дети:

1. Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

2. Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.

3. Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Связную речь следует рассматривать  не как простую последовательность слов и предложений, а как последовательность связанных друг с другом мыслей, выраженных точными словами в правильно построенных предложениях, обозначим ее цель – сообщение, повествование, рассуждение о каких-либо фактах, событиях или явлениях реальной действительности. Следовательно, каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, т.е. в  связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет выстроить свое высказывание, можно судить об уровне его развития.

Работа над связной речью обозначена в любой образовательной программе дошкольного образования, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. Слайд 5

Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОО, как важное условие для успешного речевого развития, продуктивную  работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома.

Организация речевой развивающей среды должна обеспечить возможность приобретения речевого практического опыта взаимодействия детей как со взрослыми, так и со сверстниками, а также способствовать развитию самостоятельной детской деятельности в разных направлениях: коммуникативном, познавательном, игровом, физическом и т.д., что является основой для целенаправленного формирования необходимых речевых умений и навыков.

-             размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности), что обеспечит объединение детей по общим интересам;

-             динамичность среды;

-             учет возрастных особенностей детей;

-             учет гендерной специфики развития детей;

-             полифункциональность предметного обеспечения;

-             обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.

Помимо этого педагоги ДОО должны давать детям образцы правильной литературной речи: их речь должна быть грамматически правильной, чистой, точной, логичной и выразительной. Существует система работы по развитию речи детей в ДОО. Слайд 6

Работа над развитием связной речи в рамках непосредственно образовательной деятельности должна вызывать у детей интерес, носить продуктивный характер и включать в себя:

Слайд 7

-       обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;

-       использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.

Подчеркну, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. 

Слайд 8

При моделировании занятий по развитию речи их структура определяется тесной взаимосвязью различных разделов речевой работы:

1.     Развитие словаря дошкольника (обогащение, расширение, активизация словарного  запаса, синонимы, антонимы, многозначные слова).

2.     Развитие звуковой культуры речи (способность слышать, распознавать,

фонологические средства языка).

3.     Формирование грамматического строя речи (морфология, словообразование, синтаксис).

4.  Развитие связной речи (диалогическая, монологическая).

5. Развитие образной речи (воспитание культуры речи).

Слайд 9

В методике по развитию речи существует классификация речевых занятий в ДОО, где отслеживаются виды занятий по содержанию, по дидактическим целям, по количеству.

Слайд 10

На занятии воспитатели должны  использовать разнообразные методические приемы развития речи
-Речевой образец

-Повторное проговаривание

-Объяснение

-Указание

-Оценка

-Вопрос

Слайд 11,12

Для каждой возрастной группы ставятся свои задачи. Вы видите их на экране и в раздатке.

Ранний возраст.

1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки

2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы

3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке

Группа  младшего дошкольного возраста (3-4 года)

1.     Подготовительная работа по обучению рассказыванию

Обучать детей понимать вопросы и отвечать на них;

Обучение простого воспроизведения знакомых сказок;

Участие детей в драматизациях отрывка из сказки и рассказ сказки по мнемо-таблицам;

Составление рассказов по картине;

 Составление рассказов о игрушке.

Средняя группа

1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения) описаний игрушек и картинок

2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок.

Старшая группа

1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования.

2 – Учить составлять повествовательные рассказы из 5-6 предложений, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения.

3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события.

Подготовительная         к школе группа

1 – Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) 6  и более  развёрнутых предложений

2 – самостоятельно оценивать и анализировать рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности

Слайд 13

На занятии большое внимание уделяется, правильности организации занятия. Занятие должно отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям. Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.

Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

Взаимосвязь обучающих, развивающих и воспитательных задач;

Эмоционально-привлекательная атмосфера занятий;

Доступность содержания возрастным возможностям детей;

Лингвистическая грамотность содержания занятия, его словесного материала;

Активный характер речевой деятельности детей;

Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом;

Связь занятий с другими видами деятельности детей;

Соблюдение гигиенических и эстетических требований к организации занятия 

Слайд 14

         Давайте вспомним структуру занятия, где определяются три части:

- вводная;

- основная;

- заключительная.

В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. Так же решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия.

Слайд 15

Предлагаю вам планирование форм совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи. В буклетах вы увидите ряд игр, которые можно использовать в различных режимных моментах в течение дня. А так же можно использовать ИКТ технологии по речевому развитию детей. Эти же игры можно рекомендовать для домашних игр, т. к. при тесном взаимодействии с родителями можно добиться положительных результатов.

Слайд 16

Игра ИКТ «Будущему первокласснику» + №1 Блог « связная речь»

В конце выступления следует отметить, что развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: в игре, на занятиях, в общении с окружающими людьми. А организация работы с родителями – обязательное условие для правильного речевого воспитания ребенка, т.к. обеспечивает непрерывность, логичность и системность педагогического воздействия. 

Подводя итог выступления, скажу, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОО) к развитию связной речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.

Список литературы

 1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009 5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994

 2. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.

 3. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.

4. О.А. Бизикова.  Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. Учебное пособие 3-е издание, переработанное и дополненное. Издательство Нижневартовского государственного университета, 2014 год

6. Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 1980.

7. Ленская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М.: МГУ им. Ломоносова, 1997. - 151 с.Проектирование Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника.docx (45107)

Инклюзивное образование.doc (108544)

Инновационные технологии при внедрении ФГОС.doc (66048)

ВЫСТУПЛЕНИЕ Аттестация педагогических работников ДОУ.docx (67632)

игровой массаж.pptx (2410811)

игровой массаж.docx (41392)

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.pptx (7423990)

логопедическое занятие.docx (37,4 kB)

Путешествие в сказку.docx (69149)

НОД сост рас о ложке.docx (664995)

ФГОС 1.pdf (779675)
ФГОС 2.pdf (521961)

Доклад на августовской конференции 

«Система работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

 

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги!

Одной из основных целей модернизации дошкольного образования является обеспечение прав граждан на получение, прежде всего, качественного образования. В процессе модернизации решается ряд задач, одна из них – создание в детском саду безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование.

2 слайд 

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем дошкольникам предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.  Инклюзивное обучение делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

3 слайд 

Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают детские сады комбинированного вида, имеющие как обычные, так и специальные (компенсирующие или комбинированные) дошкольные группы. Такой детский сад должен располагать безбарьерной средой, иметь специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В штате детского сада необходимо наличие специалистов: дефектологов, психологов, логопедов. Обязательным является и создание условий для повышения квалификации педагогов.

В нашем детском саду наряду с группами общеразвивающей направленности функционируют и группы комбинированной  направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4 слайд 

В 2015-2016 учебном году эти группы посещали дети с нарушением зрения, некоторые из них имели сопутствующий диагноз – тяжелое нарушение речи. Все воспитанники имеют заключение зональной ПМПК и рекомендацию для обучения в группе комбинированной направленности.

В основе коррекционно-развивающей работы детского сада лежит принцип комплексности. Все специалисты работают в тесном контакте, совместно проводят заседания психолого-медико-педагогического консилиума, коллегиально выстраивают индивидуальные образовательные маршруты развития детей с ОВЗ. Планируется работа по преодолению зрительных, речевых, эмоциональных нарушений у воспитанников.                                        

5 слайд 

Между специалистами организована 6 слайд  система обратной связи через тетради взаимодействия.

7 слайд 

Офтальмологическое лечение, назначенное врачом-офтальмологом,  подкрепляется зрительной гимнастикой и занятиями с тифлопедагогом, который проводит подгрупповые и индивидуальные занятия на развитие зрительного восприятия, ориентировку в пространстве и формирование социально-бытовых навыков.

8 слайд 

Учителя-логопеды организуют диагностический мониторинг, работают над развитием артикуляционной моторики, речевого дыхания, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, обогащают словарный запас, развивают слоговую структуру слова, лексико-грамматический строй и связную речь. Основными формами организации работы с детьми  являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

9 слайд 

 Педагог-психолог осуществляет психо-коррекционную работу с детьми и взрослыми. Коррекционные мероприятия нацелены на преодоление имеющихся нарушений моторики, речи и поведения, на формирование психических функций детей и обогащение их практического опыта.

10 слайд 

   Инструктор по физической культуре включает в занятиях упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, гимнастику для глаз, точечный массаж, упражнения по профилактике нарушений осанки.

11 слайд 

Музыкальные руководители организуют логоритмические занятия на развитие артикуляции, фонепедического слуха, чувства ритма.

12 слайд 

Воспитатели проводят непосредственно-образовательную деятельность на развитие разных видов деятельности ребенка. Способствуют развитию коммуникативной активности и речевой культуры, формированию навыков самообслуживания.

13 слайд 

В процессе индивидуальной работы реализуют рекомендации врача-офтальмолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, тифлопедагога через развивающие и коррекционные игры.

Такой системный подход позволяет  специалистам  не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого ребенка. Комплексное воздействие на воспитанников со стороны всех педагогов детского сада, занятых в коррекционно-педагогическом процессе, повышает эффективность преодоления зрительной патологии воспитанников, дефектов речи и эмоциональных нарушений.

14 слайд 

Особое место при создании условий в детском саду для детей с ОВЗ отводится материально-технической оснащенности. В детском саду для проведения занятий с детьми приобретены:

- специальные аппараты для коррекции недостатков в развитии зрения (синоптофор, бивизиотренер)

15 слайд 

- лицензионные компьютерные программы «Ай»

16 слайд 

 «Плеоптика-2»

17 слайд 

- мягкие спортивные модули и инвентарь в физкультурном зале;

18 слайд 

- коррекционные пособия и игры,

19 слайд 

дидактические пособия и игрушки в группах;

20 слайд 

- специальная художественная литература для слабовидящих детей;

21 слайд 

- оборудованы кабинеты учителей-логопедов, тифлопедагога, педагога-психолога.

22 слайд 

Широко используются здоровьесберегающие технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, БОС-технологии, гимнастика Стрельниковой, кинезитерапия, суджок-терапия, набор  коррекционного оборудования: массажные мячи, массажные дорожки и т.д.).

В детском саду работает консультпункт для воспитанников детского сада и для детей, проживающих на его территории.

23 слайд 

Педагогический коллектив детского сада активно внедряет инновационные формы работы с родителями:  семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, беседы-практикумы, индивидуальные беседы, родительские собрания, подгрупповые консультации; предлагают буклеты, папки-передвижки. Систематически обновляется материал на  информационном стенде «Логопедическая служба».

24 слайд 

Консультативный материал размещается на официальном сайте детского сада в информационно-коммуникационной сети Интернет (sadromashka11.ucoz.ru)   и на личном сайте учителя-логопеда Засыпкиной Н.Н. (https://logoped72.webnode.ru).

В процессе индивидуальных бесед и консультаций родители получают информацию о совместной деятельности с детьми, о способах профилактики зрительных, речевых, эмоциональных нарушений.

25 слайд 

Благодаря ранней диагностике и систематической коррекционно-развивающей работе всех специалистов, наблюдается положительная динамика в развитии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Все выпускники направляются в общеобразовательные школы города. Большинство выпускников успешно принимают условия новой жизненной ситуации, быстро адаптируются к школьному обучению.

В то же время, инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники образовательных отношений учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

26 слайд 

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзивное обучение может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и образовательного учреждения будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения.

27 слайд 

Спасибо за внимание.