Блог

Особенности психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ в условиях ДОО

17.11.2022 21:45

 Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня  мы поговорим об особенностях психолого-педагогической работы с детьми  ОВЗ  в условиях ДОО.

План работы ППО Вы видите на экране.

Главной задачей государственной образовательной политики является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования по ФГОС «направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребѐнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».Наш детский сад комбинированной направленности. А это значит, что в группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Учитываются  особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в России, по данным аналитического центра на 01.02.2022г,  за год число детей ОВЗ, детей-инвалидов дошкольного возраста выросло и составило более двухсот семи с половиной тысяч. В  Курганской области детей раннего и дошкольного возраста насчитывается более 1тысячи (1194 ребенка).

Для достижения качества инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ созданы в ДОО специальные образовательные условия 5 слайд, важнейшим из которых является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной деятельности. Все специалисты и педагоги работают в тесном контакте, совместно проводят заседания психолого-педагогического консилиума, коллегиально выстраивают индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения 6,7 слайд для детей с ОВЗ. Планируется работа по преодолению зрительных, речевых, эмоциональных нарушений у воспитанников.     

Между специалистами организована система обратной связи через тетради взаимодействия. Все специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи детям с ОВЗ.                                 

Наш детский сад в течение нескольких лет успешно реализует адаптированные образовательные программы дошкольного образования. Вы видите их на экране.

1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребёнка-инвалида с НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата); 2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования воспитанников  с задержкой психического развития (ЗПР);3. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка-инвалида с легким интеллектуальным нарушением и моторной алалией; Адаптированная образовательная программа дошкольного образования воспитанников с ТНР.

В настоящее время детский сад  посещает  9 детей-инвалидов (из них 2 ребенка на педпатранате, 2-без статуса ОВЗ, 5 детей со статусом ОВЗ);   24 ребенка с  ОВЗ. Из них: 18 детей с тяжелым нарушением речи, 1 ребенок  с нарушением опорно-двигательного аппарата, 5  воспитанников с задержкой психического развития. Со всеми детьми проводятся занятия узкими специалистами и воспитателями детского сада. Патронатные дети посещают консультационный пункт детского сада. Ребенок-инвалид (колясочник) получает задания в дистанционном режиме по просьбе родителей в связи со сложившейся эпидемической обстановкой. Второй ребенок с особыми образовательными потребностями занимается со специалистами в детском саду. Ребенок включён в расписание учителя-логопеда и педагога-психолога.

Логопедическая помощь – это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.

Схема  организации логопедической работы  вы видите на экране.

Работа учителя-логопеда в ДОО, в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности.

Учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно. Работа строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности учреждения. На логопункт дети зачисляются с 5(6) лет и выбывают в течение учебного года, при этом одновременно у меня занимаются 23 воспитанника с различными речевыми заключениями: ФНР, ФФНР при дизартрии, ТНР, логоневроз, моторная алалии. У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения: задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, зрительная патология, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют заключение ЦПМПК, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

Прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, мной проводится обследование по методике О.И.Крупенчук, выявляются особенности развития речи детей, заполняется речевая карта. На основе диагностики составляется индивидуальный маршрут коррекции речевого развития. Вырабатывается стратегия по устранению речевых нарушений.

В зависимости от этапов речевого развития меняются целевые методические установки. В связи с этим использую индивидуальное модульное планирование исходя из КОММУНИКАТИВНОГО ДОМА. Все мы понимаем, что логопед начинает работать с детьми, в лучшем случае, с 5 – 6 лет. А что же делать воспитателю,  если у ребенка нет речи?

Нужно начинать длительную и целенаправленную работу по растормаживанию речи. Каким же образом? Перед Вами КОММУНИКАТИВНЫЙ ДОМ.

1.Предварительный этап работ: установление эмоционального контакта, умение смотреть в лицо и глаза.

-провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого

2.Этап обучения понимания: у ребенка развивается умение наблюдать, подражать, выполнять действия в какой-либо очередности. Ребенок понимает, слушает, выполняет простейшие инструкции.

- провоцирование ребенка на эхолалию и непроизвольные словесные реакции

-  комментирование действий ребенка

Закрепление появившихся  речевых форм

постоянно воспроизводить ту ситуацию, в которой у ребенка появилась подходящая звуковая или словесная реакция

- добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка

Альтернативная коммуникация (другая, замещающая).

Заменяет устную речь человека, который не может говорить.

Дополнительная (усиливающая). Поддерживает развитие речи

Использование жестов

- первые жесты: еще, хочу, не буду, есть, пить, указательный жест (универсальный). Избегать одновременное введение противоположных признаков, в том числе «да»- «нет»

 - близкое окружение еда, одежда, состояние.

3.Этап обучения экспрессивной речи: подражание звукам и артикуляционным укладам, развитие  активного словаря, фразы, начальных грамматических представлений.

Практика коррекционной работы показывает, что комплексная, непрерывная педагогическая помощь детям с нарушениями речи, в полной мере может осуществляться только через систему взаимодействия всех участников образовательных отношений, т.к. главная фигура – ребёнок.     

У логопеда основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные, микро-групповые, подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения. Есть дети со сложным речевым диагнозом, которые занимаются 4 год.

Для патронатного ребенка проводится индивидуальное занятие в течении 20-30 минут. Дается материал для закрепления.      

Учитывая современную жизнь я использую, казалось бы, обычную структуру коррекционного занятия. Использование нетрадиционных методов и приемов в работе с  детьми быстрее происходит постановка и автоматизация звуков.

В своей работе я использую несколько методик. Марина Лынская предложила использовать утяжеленный шарф. Утяжеленный  шарф – простой и безопасный способ успокоить ребенка естественным путем. Помогает ему расслабиться, снять напряжение.

Утяжеленные (Кинезиологические) мешочки использую для улучшения концентрации внимания. Мешочки использую для игр: подкидывая их – делим слова на слоги, бросая в мишень – произносим изолированно согласный звук или автоматизируем, перекладывая из руки в руку –  идет работа над слоговой структурой слова.

Так же, игры с утяжелителями развивают координацию, физическую силу, контроль тела и крупную моторику.

Использую компьютерные технологии и технические средства обучения. Работаю с лицензионными играми «Мерсибо».

Для того, что бы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, современные образовательные технологии.

Сегодня я бы хотела уделить особое внимание кинезиотейпам, тейпам. (посмотрим урок Елены Зайцевой, педиатра, преподавателя Академии терепевтического тейпирования)

Кинезиотейпирование. Тейпирование. Тейпы улучшают работу мышц речевого аппарата, не ограничивая их движений и выработать новые автоматические навыки. Применяют при гиперсалевации, дизартрии, нарушении дикции (затруднено произношение губных звуков), заикании.

Если наклеить тейп с определенным растяжением над неработающими мышцами речевого аппарата, то тейп заставляет мозг обратить внимание на эти неработающие мышцы. Мозг в ответ учится управлять мышцами артикуляционного аппарата и восстанавливает над ними сознательный контроль.

 Говоря о результативности проделанной работы, можно сделать следующий вывод: дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, у каждого из них свои особые образовательные потребности, которые в своей работе необходимо учитывать всем педагогам, сопровождающим  детей с особыми образовательными потребностями.  

 

Теги

Список тегов пуст.