Развитие речевого слуха

28.05.2016 23:08

Развитие   речевого  слуха

"Аленушка-ревушка"

Цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ".

Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.

Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что это.

"Кто стонал? "

Цель игры – дифференцировать звуки по высоте звучания (высокий, низкий).

Ход игры. Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: "Как ты думаешь, почему у мальчика щека завязана платком? "

"У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: "О-о-о" (стон мальчика имитируйте высоким голосом).

 Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около мальчика. Спросите ребенка, указав на изображение: "Как ты думаешь, почему этот мужчина сидит около мальчика? " Выслушайте ответ и скажите: "У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: "О-О-О" (стон передайте низким голосом). Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели? Предложите поиграть, скажите: "Я закрою рот экраном и буду произносить звук О высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет – мальчик или мужчина.

Кто это?

Цель. Закрепление понятий по теме «Животные (дикие или домашние, жарких стран или холодных стран) и птицы (домашние, дикие, перелетные)». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры. Взрослый держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные её не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные должны угадать, какое это животное.

Улиточка

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару, кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Угадай, кто это?

Цель. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. д. Водящий должен угадать, кто кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить ещё 3 раза, а затем его меняет другой.

Угадай, чей голосок

Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Описание игры.

Вариант 1. Играющие сидят. Один из них становится (по назначению взрослого) в центре круга и закрывает глаза. Взрослый, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен  угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, взролслый предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Взрослый  предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребёнок остается в центре круга.

Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты  загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

Вариант 2. Оборудование. Мишка (кукла).

Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребёнок с мишкой.

Взрослый предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.

Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

Лягушка

Цель. Узнать товарищу по голосу.

Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Улавливай шепот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом отдает команды «Руки вверх, в стороны, кругом» и т.д. Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения..

Холодный-горячий

Цель. Закрепление представлений «горячий – холодный». Развитие координации движений рук.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети садятся по кругу на полу и перекатывают  мяч друг другу. Если ребёнок катит мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.

Кто ошибается и дотрагивается до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).

Кто внимательный?

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки: машинки,  куклы, кубики и т. п.

Описание игры. Взрослый вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал.

Принеси игрушки

Цель. Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений.

Оборудование. Мелкие игрушки.

Описание игры. Взрослый садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе (ковре): «Лада, принеси два гриба». Девочка идет, просит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть с ними.

Слушай и выполняй

Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.

Оборудование. Различные  мелкие предметы или игрушки (фанты).

Описание игры.

Вариант 1. Взрослый называет 1 – 2 раза несколько различных движений (одно – пять), не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задание ребёнок поощряется: за каждое правильно выполненное  действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.

Вариант 2. Взрослый дает одновременно двум-трем детям задания: «Витя, побегай», «Саша, пойди в зал и принеси мяч», «Оля, подойди к буфету, возьми конфету и  принеси Тане» и т. д. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.

Летает – не летает (бежит, идет, прыгает)?

Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры. В начале игры водящим должен быть взрослый, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребёнок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя. В конце игры взрослый называет более внимательных. В начале игры взрослый говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести ещё одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.

Хлопки

Цель. Развитие количественных представлений.

Описание игры. Дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Взрослый условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок.  При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе со взрослым громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Взрослый 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения взрослого и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Лото

Цель. Учить правильно соотносить слово с изображением предмета.

Оборудование. Любое детское лото

Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет взрослый и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2–3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает  руку и говорит: «У меня…» - и называет предмет.

В более упрощенном виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их  на своих картах (нужно взять два лото). Взрослый спрашивает: «У кого собака?» У кого окажется картинка с собакой, поднимает её и называет.

Первые две-три игры взрослый сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, взрослый откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребёнка.

Запомни   слова

Цель. Накопление словаря.  Развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

Игра «Кто как кричит? »

«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко.

«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки. Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

 — Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? и т. Д.

Знайки"

Цель – развивать слуховое внимание, слушая речь, произносимую шепотом.

Ход игры. Покажите ребенку машину и спросите: "Что это? " – "Это грузовик". –

"Почему он так называется? " – "Потому что он возит грузы". – "А как называется человек, который водит грузовик? " – "Шофер". – "Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " – "Да". – "Зачем? " – "Чтобы починить ее, если она сломается". – "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".