Как помочь ребенку в речевом развитии?

23.10.2016 20:59

Большинство родителей начинают бить тревогу, когда у их ребенка возникают проблемы с развитием речевых навыков. Однако, не всегда существует причина для паники и похода к психологу или логопеду. Нередко, родители сами в состоянии помочь ребенку разговориться. Развитию речи ребенка способствуют специальные несложные упражнения, которые под силу маме и папе.

Процессы развития речевых навыков

На начальном этапе, передача информации от малыша окружающему миру, происходит посредством крика и плача. Таким образом, крохотный грудничок заявляет о его потребностях, привлекая, тем самым, внимание родителей. Со временем, происходит появление набора звуков, которые неврологи называют «детским лепетом». В то время, когда малыш лепечет, он самостоятельно формирует многообразие слогов, которые повторяет вполне осознанно. Со временем, слоги соотносятся с окружающими ребенка предметами и явлениями. Слоги помогают описать эмоции ребенка и назвать нужный объект. Позднее буквы и слоги ребенок формирует в слова, а затем в короткие предложения. Сложный путь формирования навыков речи складывается из серьезных мелочей, которые важно преодолеть каждому малышу.

Как родители могут помочь развитию речи ребенка?

Для достижения желаемого результата, родители должны следовать несложным советам. Главное — иметь желание и время заниматься с ребенком, помогать ему осваивать новые уровни понимания речи и ее дальнейшего воспроизведения. Рекомендаций от различных детских специалистов становится с каждым днем все больше. Обратимся к тем, которые считаются фундаментальными и неоспоримыми.

1. Дети в возрасте до 5-7 лет, лучше всего воспринимают информацию в виде занимательной игры. Долгие поучения и повторения только утомляют малыша и отбивают желание к дальнейшему контакты со взрослым в этой форме. Игра, которая больше остальных, по нраву вашему ребенку, должна стать базой для формирования слогов и слов.

2. Продолжительность игрового занятия не должна быть более 15-20 минут в день. Детские психологи и логопеды считают такую нагрузку для ребенка 1-3 лет оптимальной. Повышенная утомляемость ребенка сказывается на его возбудимости и недосыпании. Здоровая нервная система — залог быстрого и правильного формирования умений коммуникации.

3. Игры не должны быть монотонными и однообразными. Информация и ее подача должны быть каждый раз новыми, интересными и неожиданными для ребенка. Именно тогда, полезные знания отложатся в маленькой головке надолго и дадут толчок к дальнейшему участию в игре.

4. Занятие с ребенком должно проходить в комфортных и спокойных условиях, привычных ребенку. Маме или папе необходимо находиться рядом с ребенком, на одном уровне. Нельзя стоять над ребенком, поучая его сверху вниз и пытаясь добиться нужного слога или слова криком или повышенным тоном.

Развитие речи – это целостный комплекс занятий с ребенком, который направлен на совершенствование и стимуляцию навыков речи. К речевым упражнениям относят массажи, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики и игровые формы.

Родители должны постоянно разговаривать со своим чалом, начиная с момента рождения. Не стоит искажать слоги и коверкать звуки. Копируя речь взрослого человека, ребенок запоминает неправильное произношение слова и губит свою артикуляцию. В последствии, это может привести к серьезным дефектам речи. Четкая речь формирует правильное воспроизведение и называние предметов, а также формирование согласованных и понятных ребенку предложений.